Спасибо девчонки! У меня вчера не было доступа к интернету, поэтому напишу сегодня.
В этот день запрещена любая робота кроме работы связанной с хозяйством: покормить скот, свиней, птиц, приготовить пищу, на город идти нельзя.
Когда заканчивается служба и священник окропит ветки святой водой, то
дети — друг перед друга — стараются быстрее получить иву и тут же
проглотить по несколько «котиков» — «чтобы горло не болело».
Если, войдя в дом, заставали кого-то, что проспал заутреню, то
били такого свяченой вербой, приговаривая: «Не я бью — верба бьет, За
неделю Пасха, Недалеко красное яичко! »
Молодые ребята бились свяченой вербой еще возле церкви, и
дорогой, как домой шли, а сражаясь говорили: «Будь большой, как
ива, А здоровый, как вода, А богатый, как земля! »
Свяченая ива пользуется большим уважением среди нашего народа.
«Грех ногами топтать святую вербу», а потому даже мелкое ветви,
если оно осталось после освящения, жгли на огне, чтобы, упаси Боже,
под ноги не попало.
Верба имеет большое значение в народной медицине. Когда болеют люди или
животные, то знахари варят святой вербу вместе с целебными травами и
поят тем вареньем больного человека или животного — в полной надежде, что
поможет. Вывари свяченой вербы мочат голову и этим лечатся от боли
головы. Лечатся свяченой вербой и от лихорадки и ревматизма,
сбивают им лихорадку. Толченые листья из ивы кладут на раны, а водку,
настоянную на ее листьях, пьют против желудочных заболеваний.
Почему же именно "Вербное" воскресенье ?
Дело в том, что вербе на Руси придавалось особое значение. Вербе приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.
Представления об этом уходят корнями в дохристианские, языческие времена и связаны с жизненной силой, заключенной в этом растении, свидетельством которой считались распустившиеся раньше других почки.
Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и при помощи некоторых обрядовых действий, через прикосновение, должно было передать здоровье, силу и красоту человеку или животному.
Приготовление вербных веток было особым обрядом. В лес за вербой было принято ходить рано утром, до солнышка. Ветки вербы можно было срезать только с нестарых деревьев, на которых не было замшелой коры и повреждений. Категорически запрещалось брать ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем. Не рекомендовалось брать ветки с деревьев, которые склоняются над водой, ведь по ночам на них могли отдыхать водяные и русалки.Принесенные веточки часто украшали бумажными цветами и лентами. В Сибири для нее делали украшенный тряпочками и лентами "теремок" из соломы.
Как вербу приносили домой, ею "для здоровья" ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей. При этом приговаривали: "Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез", "Верба красна, бей до слез, будь здоров!", а стегая ребятишек: "Как вербочка растет, так и ты расти".
Было принято хранить вербу дома весь год. Ее веточки прикрепляли также в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.
Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник - верили, что это спасет дом от попадания молнии.
Вербе приписывали способность повышать урожайность земледельческих культур и плодородие земли, для этого после выгона скота ее крошили в семена, предназначенные для посева, сжигали на ниве или разламывали и разбрасывали по полям. Чтобы сберечь посевы, веточки вербы втыкали в четырех углах поля. В западнорусских деревнях вербу втыкали в полосу в убеждении, что от этого земля скорее "оживет", а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба.
С той же магической силой, по мнению крестьян, воздействовала верба и на человека. Считалось, что съеденные женщиной почки освященной вербы могут излечить ее от бесплодия.
В некоторых местах верили, что верба может спасти человека и хозяйство от стихии: брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор, — град, а брошенная в огонь, прекращает пожар. Повсеместно хозяйки хранили дома вербу в убеждении, что она защитит от грозы и молнии не только дом, но и все хозяйство. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки у плетня, чтобы летом пчелы хорошо роились, уродилось побольше пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше меда и воска.
Отдельные приметы и поверья были связаны и с самим Вербным воскресеньем. Если в этот день морозно, но ясно – будет хороший урожай яровых хлебов. Если ночью подморозило и на земле появился хрусткий лед – уродятся огурцы и капуста, которые будут хороши для засолки и квашения. Если в этот день дует ветер, лето будет ветреное, возможны и бури. А если день теплый и светит
солнце – жди летом отличной погоды и хорошего урожая